Войти * Регистрация
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
} НОВОРОССИЯ

» » Промышленность ДНР: трудный путь восстановления

Промышленность ДНР: трудный путь восстановления



Промышленность ДНР: трудный путь восстановления

Сейчас уже просто не получается осознать масштабы гигантского промышленного узла, существовавшего в Донбассе во времена СССР. Это был невероятных размеров самовоспроизводящийся организм, продуктивность которого может лишь сниться жителям уцелевших осколков империи.


Вместе с Донбассом Украина унаследовала богатства, в том числе в виде промышленности, которых вполне хватило бы обеспечить процветание отдельно взятой европейской страны. Даже после тотальной ликвидации и разворовывания в 1990-х, промышленность Донецка и Луганска обеспечивала 24,6% общего объема производства. Причем на Донецкую область приходилось 18,5%, на Луганскую - 6,1%.


Перед войной в Донецкой области существовало 150 отраслей, в которых работало более 2000 промышленных предприятий. Область обеспечивала 23% экспортных поступлений Украины – все разговоры на тему «дотационности» Донбасса просто наглая ложь политиков и пропагандистов.


3 металлургических предприятия, 5 предприятий по производству труб, 7 коксохимических производств, 3 флюсодобывающих и 6 огнеупорных предприятий. Предприятия по производству свинца, проката цветных металлов на основе меди и ее сплавов, ртути, 23 предприятия химической промышленности, 152 предприятия машиностроительной отрасли. Значительная часть этих богатств осталась на подконтрольной Киеву территории, но и ДНР достался более чем солидный куш.


Война нанесла серьезный ущерб промышленности ДНР. От обстрелов пострадало порядка 70-80% предприятий. Не меньший (а может и больший) ущерб был причинен действиями мародеров, воров и «эффективных менеджеров», многие из которых и сейчас «управляют» предприятиями, главная активность которых заключается в утилизации оборудования и металла.


Но несмотря на вялотекущие боевые действия и активность вредителей, промышленность ДНР демонстрирует скромные показатели роста. Индексы производства несопоставимы с довоенными, однако при условии правильной политики правительства и помощи России промышленный потенциал республики вполне достаточен для того, чтобы приблизиться к самообеспечению.


В частности, на территории ДНР находятся Донецко-Макеевский промышленный узел (металлургия, трубы, машиностроение, пищевая промышленность) и Торезо-Снежнянский узел (добыча угля и машиностроение), в которые входят крупнейшие угледобывающие и металлургические предприятия; предприятия машиностроения в Ясиноватой, Макеевке и Донецке.


К сожалению, вопрос восстановления промышленности сильно законспирирован – слишком много в нем политики и тайн, связанных с финансовыми потоками. Деятельность и показатели большинства производств практически полностью скрыты, в то время как в СМИ регулярно всплывают бравурные фейки, типа производства (отверточной сборки) автобусов на Донецкгормаше, который по обещанию покойного Захарченко должен был на протяжении второго полугодия 2017 года выпустить 100 автобусов, но что-то пошло не так. Аналогично в новостях регулярно запускают легендарный «Точмаш»…


В целом распределение промышленных показателей неутешительное – порядка 40% занимает металлургия и металлообработка. На коксохимию приходится около 8%, 2-2,5% - на химическую отрасль и всего 1,6% - машиностроение.


После введения Украиной окончательной экономической блокады предприятия, до того приносившие прибыль украинским собственникам и полулегально вывозившие продукцию на территорию Украины, наконец, стали работать на республику. Начались попытки организовать кооперацию предприятий, чтобы добытый уголь поступал в Горловку, Ясиноватую и Макеевку на коксохимические заводы, а кокс на металлургические заводы, которые, в свою очередь, дадут металл предприятиям, поставляющим на шахты тросы, комбайны и двигатели…


После добывающей отрасли самой живой в ДНР остается металлургическая. Сегодня это 45 предприятий, на которые даже несмотря на частичную загруженность (30-40%) приходится 2/3 объема промышленного производства.


С 2016 года возобновили работу металлургические заводы в Донецке и Енакиево. После введения блокады в 2017 году ДМЗ остановился на три месяца. В итоге для того, чтобы запустить одну домну, ушла масса усилий и средств. Буквально на днях появилась информация, что в связи с отсутствием заказов завод остановлен – цеха законсервированы, а сотрудники находятся в оплачиваемом отпуске. ЗАО «Внешторгсервис», управляющая предприятием, ситуацию пока не комментирует.


Печальна ситуация в коксохимической отрасли - заводы работают от силы на 30% мощности. Печальна участь Донецкого коксохимического завода. В декабре 2015 года производство окончательно остановилось. С тех пор его так и не удалось запустить.


Владимир Иванович Чурсинов, проработавший на Донецком коксохиме 25 лет, полагает что производство восстановлению не подлежит.


«Я работал на самом старом коксохимцехе – Рутченовском. Его запустили еще в XIX веке, а в 2007, когда предприятием уже владел Ринат Ахметов, остановили. Смоляниновский остановился за пару лет до этого – остался работать только Донецкий цех. Во время войны нам продолжали понемногу выплачивать зарплату гривнами. Много ходило слухов, что когда закончатся боевые действия, завод у Ахметова заберут, запустят еще один цех. Ветераны производства волновались – обсуждали, можно ли снова пустить Рутченовский цех, что для этого нужно и возможно ли вообще.


Вместо этого в 2015 году производство начало падать. По указанию Ахметова начали понемногу вырезать и вывозить металл. Резали оборудование – видно было, что предприятие идет под нож. В декабре работа полностью остановилась – все сотрудники занимались ликвидацией предприятия. Резали все, что можно было вырезать и куда-то вывозили.


В 2017 Ахметова, вроде как, погнали – отобрали у него завод. Люди, конечно, размечтались, думали, что снова начнем работать. Вместо этого продолжили вывозить металл, только зарплаты урезали и стали платить в рублях. То ли там уже запускать было нечего, то ли не было интереса у начальства», - рассказывает пенсионер.


Много шуму наделал запуск «Юзовского металлургического завода», созданного на руинах Донецкого электрометаллургического завода. Предприятие заработало 5 октября 2017 года, выпускает высокопрочные и легированные марки стали. Работает станция разделения воздуха - ЮМЗ производит кислород, аргон и азот. Руководство завода утверждает, что в обозримом будущем завод не только удовлетворит внутренний спрос, ежемесячно выпуская около 30 тыс. тонн стали, но и начнет работать на экспорт.


Однозначно позитивным моментом является работа уникального предприятия «Харцызский сталепроволочно-канатный завод «Силур», производящего тросы для шахтного оборудования, и запуск Харцызского трубного завода, до войны обеспечивавшего трубами строительство газопровода «Ямал» и активно экспортировавшего продукцию в страны СНГ и ЕС.


Война и разруха сильно ударили по машиностроению, в котором еще в 2014 году работало более 60 тыс. человек. Причем стоит учитывать, что донецкое машиностроение производило высокорентабельные горнодобывающие и шахтные машины, необходимые не только Донбассу, но и России. Порой, как, например, в случае с предприятием «Донецкгормаш», уникального. Завод работает и сегодня и даже наращивает производство, двигаясь к довоенным объемам экспорта.


Некоторые лидеры отрасли остановились, скорее всего, навсегда. Так, например, остановлены «Зуевский энергомеханический завод», работавший на «РосАтом» и «Точмаш». Оборудование предприятия «Топаз», выпускавшего знаменитые военные комплексы радиоэлектронной борьбы «Кольчуга», перевезено в «безопасное место».


Многие машиностроительные предприятия, работавшие ранее на угледобывающую, коксохимическую и металлургическую отрасли, готовы к былым объемам производства, однако в связи с полным отсутствием финансирования угольной и минимальным финансированием металлургической отраслей загружены всего на 20-25%. Остается надеяться, что в обозримом будущем республика и «Внешторгсервис» начнут тратить хотя бы небольшой процент прибылей от продажи угля на закупку нового оборудования, а оборудование заводов доживет до этого дивного дня.


В 2016 году вновь начал свою работу (пусть и в небольших объемах) «Донбасс-Агромаш», продукция которого значительно дешевле (до 40%) российских аналогов, а потому востребована. Работает Ясиноватский машиностроительный завод, на котором трудится четверть от былого количества сотрудников.


В целом машиностроение сильно пострадало. Например, производство вагонов сократилось на 82%. В 2016 году 34 работающих предприятия отрасли произвели продукции всего на 2,5 млрд. рублей – это, конечно, слезы. В 2018 году объемы выросли до 3,57 млрд. рублей, причем 2/3 изделий пошли на экспорт. Сегодня в отрасли работает около 7,2 тыс. человек.


Понемногу восстанавливается химическая промышленность – производят бытовую химию, фармакологию, минеральные удобрения. В 2018 году химпром ДНР заработал 1 151,8 млн. руб. В отрасли заняты 2,6 тыс. человек. 8 предприятий работает в сфере производства фармакологии. В 2018 года объем реализации лекарственных препаратов составил 282,1 млн руб., объем экспорта – 62,7 млн руб. Произведено бумаги и бумажных изделий на 1,4 млрд. рублей, причем на экспорт пошла продукция на 421,2 млн руб.


Настоящей трагедией можно назвать остановку и разорение многих цехов гиганта химической промышленности концерна «Стирол» - на сегодняшний день в ДНР регулярно предпринимают попытки оживить тот или иной цех, однако в полном объеме производство, скорее всего, уже не заработает никогда – значительная часть ценнейшего оборудования была разворована в 2014-2015 годах.


При помощи России и Южной Осетии ДНР постепенно налаживает экспорт. Промышленность постепенно восстанавливается и, быть может, настанет день, когда промышленные индексы, в сравнении с довоенными, будут вызывать уже не истерику, а просто печаль. Тем не менее, существует практически невосполнимый ресурс, о сохранении которого в правительстве республики, судя по всему, никто не задумывается. Речь идет о квалифицированных кадрах, которые в связи с простоем или ликвидацией родных предприятий, а также из-за низких зарплат вынуждены искать себя в других сферах или же отправляются на заработки в Россию и, что самое обидное, на Украину.


Если этот ценнейшие ресурс будет утрачен, восстановление промышленности ДНР превратится в утопию – сколько средств не вложи в оборудование, если нет людей, умеющих квалифицированно с ним управляться, толку не будет. К сожалению, средняя зарплата рабочего в республике составляет 8 тыс. рублей. А о том, чтобы подыскивать вакансии профессионалам, чьи заводы временно простаивают, вообще никто не задумывается.


Донбасс вполне в состоянии себя кормить, вполне может быть самодостаточным и привлекательным для инвестиций (при условии наведения порядка во властной вертикали). Регион обладает высоким потенциалом, но для его реализации нужны виртуозное руководство и в то же время титаническая, всеобщая работа, направленная на восстановление промышленности. Про способность к реализации подобных амбициозных проектов республиканским правительством говорить не приходится. По силам ли этот труд российским управленцам? Ближайшее будущее ответит на этот вопрос. Промышленность Донбасса сейчас находится как раз в той точке, когда она либо начнет деятельно восстанавливаться, налаживая былые производственные цепочки и привлекая людей, либо утонет. Окончательно и бесповоротно.



13.03.2019

Похожие статьи:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
вверх