Войти * Регистрация
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
} НОВОРОССИЯ

» » Ненапрасные миллиарды. Евросоюз расчищает дорогу для европейского капитала

Ненапрасные миллиарды. Евросоюз расчищает дорогу для европейского капитала



Ненапрасные миллиарды. Евросоюз расчищает дорогу для европейского капитала

На днях глава европейской дипломатии Федерика Могерини отметила, что за последние 5 лет Украина получила самый масштабный пакет помощи за всю историю ЕС. Такая милость должна быть как-то оправдана в глазах европейских налогоплательщиков. И дело не стоит на месте: новое прогрессивное и по-реформаторски настроенное правительство Украины уже активно этому способствует.


На украинском аграрном рынке была заключена первая большая сделка после прихода к власти команды Зеленского. Одна из четырех крупнейших в мире компаний-агротрейдеров – голландская Louis Dreyfus – прикупила в стране 1000 вагонов-зерновозов. Теперь компания войдет в тройку крупнейших частных владельцев подвижного состава.


На первый взгляд сделка как сделка. Однако за ней можно увидеть гораздо больше, чем кажется. Дело в том, что вагоны – крайне дефицитная вещь на Украине. Особенно после 2014 года, когда череда рекордных урожаев заставила агрокомпании с утра до вечера бегать за каждым свободным зерновозом «Укрзализницы», чтобы не сорвать экспортные поставки зерновых. Масштаб проблемы поистине серьезный. В своем текущем состоянии украинская железная дорога оказывается не в состоянии обеспечить около 20% спроса на перевозку зерновых. Это вынуждает аграриев прибегать к помощи автоперевозчиков, чьи услуги обходятся гораздо дороже.


Между тем, нехватка вагонов – только одна сторона медали. Другой проблемой является их скверное техническое состояние. Из 23 тысяч вагонов-зерновозов около 15 тысяч или 65% старше украинской независимости. По данным «Укрзализныци» износ парка зерновозов превышает 90%. Что неудивительно, потому что за годы независимости Украины из общего парка вагонов выбыло более 170 тысяч единиц, произведенных еще в советское время, а взамен было приобретено около 26 тысяч новых вагонов. И по оценкам самой же «Укрзализныци» к 2025 году большая часть парка зерновозов полностью выйдет из строя. Схожая ситуация и с локомотивами, у которых износ также запредельный, а нехватка еще острее.


Очевидно, что на фоне катастрофической ситуации с железнодорожным транспортом сделка Louis Dreyfus уже не выглядит рядовой. Покупка одной корпорацией целой тысячи зерновозов дает ей серьезное конкурентное преимущество – на сезонном пике проблем с арендой государственных вагонов у голландского трейдера не возникнет. Однако это еще не все, потому что кредит на приобретение вагонов в размере 35 млн. долларов компании предоставляет Европейский банк реконструкции и развития. И это несмотря на то, что Louis Dreyfus входит в так называемую четверку крупнейших агротрейдеров мира, среди которых гиганты вроде ADM, Bunge и Cargill. Однако в этом есть смысл, потому что деньги ЕБРР самые дешевые, дешевле любого банковского кредита и удобнее, чем изъятие средств из своего оборотного капитала.


Кроме того, кредит ЕБРР – это маркер для украинской элиты, говорящий о том, что за сделкой стоит Евросоюз и, к примеру, отжать эти вагоны через смотрящих за отраслью никак нельзя. Таким образом Брюссель помогает евробизнесу получить наиболее выгодные условия на украинской чужбине. А вот правительству Украины ни в коем случае нельзя кредитовать своих аграриев, покупая для них те же вагоны. Не позволяют реформы МВФ, с точки зрения которых это нерыночная мера и лишние траты бюджета.


Еще один важный аспект вагонной сделки – происхождение компании. Головной офис Louis Dreyfus находится в Нидерландах, с которой Украина в мае 2017 года ратифицировала зону свободной торговли. Свободные экономические отношения уже позволили к 2019 году нарастить вывоз кукурузы в 2,5 раза по сравнению с 2013 годом – до 633 млн. в долларовом эквиваленте. И около 240 млн. долларов из этого числа приходится на Louis Dreyfus. Понятно, что для таких объемов работы нужен свой и солидный парк вагонов.


Эта сделка – весьма тревожный сигнал для украинской аграрной олигархии. Она говорит о начале новой волны экспансии иностранного капитала, которому после 2014 году так и не открыли все двери, как это предполагалось. Обещанный пакет реформ, нацеленных на либерализацию рынка, включая отмену моратория на продажу земли, был практически сразу ловко свернут Петром Порошенко. Свернут в интересах той самой аграрной олигархии, ярким представителем которой являлся и сам «мучной и сахарный король» Украины. Надо отметить, что в послемайданном парламенте сформировалось самое мощное аграрное лобби за всю историю независимости. И, конечно, эта группировка мешала развернуться иностранным компаниям – их заставляли приплачивать за решение различных вопросов и отправляли в конец очереди на получение земель, ведь первыми всегда шли Петр и его друзья. Такое унижение были вынуждены терпеть всемогущие корпорации, сломавшие все барьеры в Восточной Европе, странах Латинской Америки и Африки.


Собственно, только этот эпизод красноречиво объясняет, почему Запад молчаливо смотрел как Зеленский топчет их же креатуру на президентских и парламентских выборах. И, стало быть, приход к власти команды Зеленского должен исправить подобные «недоразумения». Ведь иностранный капитал хочет владеть и распоряжаться землей, вагонами и прочей инфраструктурой на правах полноценного собственника, а не заезжего арендатора, которому могут еще и на дверь указать. Тем более, что такое право было куплено усилиями европейской бюрократии после 2014 года – да-да, тем самым рекордным пакетом помощи, о котором говорит Федерика Могерини.


Но быть может это даже и хорошо, что новая политическая смена нанесет удар закостеневшей аграрной олигархии?


Для украинского общества это, как минимум, не принесет никаких позитивных изменений. Голландский капитал еще в меньшей степени заинтересован развивать украинскую экономику, потому что ничем ей не обязан. Его интересует исключительно вывоз крупных объемов сельскохозяйственного сырья и совсем не волнует, что это приведет к деградации местного пищевого производства, что, в свою очередь, приведет к росту безработицы и бедности. Но все побочные эффекты, разумеется, головная боль Украины, а не Брюсселя или Амстердама.



08.09.2019

Похожие статьи:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
вверх