Войти * Регистрация
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
} НОВОРОССИЯ

» » Долг христианина – бороться за социальную справедливость. 92 года со дня рождения Мартина Лютера Кинга

Долг христианина – бороться за социальную справедливость. 92 года со дня рождения Мартина Лютера Кинга



Долг христианина – бороться за социальную справедливость. 92 года со дня рождения Мартина Лютера Кинга

92 года назад, 15 января 1929 года в Атланте в семье протестантского пастора родился человек, который станет символом борьбы с расизмом в США. За свою короткую жизнь Мартин Лютер Кинг методами ненасильственного сопротивления добьется для чернокожих жителей Соединенных Штатов большего, чем боевики «Черных пантер» или нынешнего движения BLM.


Сегодня его идеи и методы борьбы за равноправие актуальны не только в плане расизма, но и в плане любого рода дискриминации, особенно в тех случаях, когда вся мощь репрессивных органов находится на стороне дискриминирующего государства, т.е. всегда.


* * *


Угнетатели сами не дадут свободу, ее нужно требовать

Массовое ненасильственное движение за гражданские права в США в середине XX века началось с, казалось бы, еще меньшего по масштабам события, чем трагическая гибель Джорджа Флойда, запустившая протесты Black Lives Matter. Дело в том, что в 50-е годы, даже после Второй мировой войны и осуждения нацизма и расизма на Нюрнбергском трибунале, на юге США все еще действовали местные законы, устанавливающие расовую сегрегацию. И вот, в марте 1955 года, 15-летняя чернокожая школьница из г. Монтгомери (Алабама) нарушила один из таких законов, отказавшись уступить место в автобусе белому мужчине. А в декабре того же года полиция за аналогичный поступок арестовала секретаря Национальной ассоциации содействия прогрессу цветного населения США Розу Паркс. Эти события вызвали общественное движение, получившее название «бойкот в Монтгомери», продлившийся аж 385 дней. Возглавил его молодой баптистский пастор и доктор теологии Мартин Лютер Кинг. В ходе протестов кто-то бросил бомбу в дом Кинга, а затем он был арестован. Однако суд признал сегрегацию в общественном транспорте неконституционной, и, выйдя из тюрьмы, Мартин внезапно превратился в лидера борьбы за гражданские права.


Особую популярность Кингу среди малообразованного и специфически религиозного чернокожего населения принесло его умение говорить на языке, понятном массам – необходимость борьбы против сегрегации он обосновывал с помощью Библии. Тем не менее, при всей идеалистической окраске его выступлений, реальную ситуации он понимал вполне материалистически: «По горькому опыту мы знаем, что угнетатели никогда добровольно не дадут свободы угнетенным - ее нужно потребовать». Кинг справедливо считал, что бороться нужно не с отдельными расистами, а с самой системой, которая продуцирует расистскую идеологию. Воинствующие негритянские националисты из «Черных пантер» критиковали Кинга за то, что главным и единственным эффективным методом борьбы он назвал христианскую любовь. Они не хотели видеть, что «гражданский проповедник» совершенно не призывал к пассивности и бездействию. Наоборот, выдвинул категорическое требование «Свободу немедленно!», но только не насильственным путем, поскольку насилие порождает лишь насилие.


Долг христианина – бороться за социальную справедливость. 92 года со дня рождения Мартина Лютера Кинга


Осмыслив события в Монтгомери и то, как можно применить к современности евангельские проповеди Христа и идеи Древнего Востока, Мартин Лютер Кинг сформулировал шесть базовых принципов ненасильственного сопротивления как стратегии социального действия:


1. Ненасилие есть метод физической пассивности (отсутствия агрессии по отношению к оппоненту) и интенсивной духовной активности в сопротивлении злу (средствами убеждения, мирного протеста, личного примера и т.д.);


2. Ненасилие не должно провоцировать конфронтацию в обществе, поэтому целью ненасильственных акций (демонстраций протеста, несотрудничества или бойкота) является не победа ценой поражения или унижения оппонента, а достижение его понимания и дружбы, покаяние и примирение с ним, созидание будущего Сообщества любви;


3. Ненасилие как способ борьбы с несправедливостью направлено не против конкретных людей, а стремится к устранению самих его источников (социальных антагонизмов, несовершенного законодательства, нищеты, расовой дискриминации и пр.);


4. Следование путем ненасилия – это готовность к прощению, исключающему помыслы об отмщении как ответном насилии, и к роли жертвы насилия, убежденной в том, что незаслуженное страдание ведет к нравственному совершенствованию и спасению души;


5. Искусство ненасильственного сопротивления основывается на заповеди из Нагорной проповеди Христа о непротивлении злу и любви к врагам;


6. Принцип ненасилия определяет вселенную как справедливую организацию. Таким образом сторонник ненасильственного сопротивления верит в победу против, поскольку на его стороне само мироздание.


«Война враждебна беднякам»

Стратегия Мартина Лютера Кинга очевидно стала продолжением и переосмыслением идеи непротивления злу насилием Льва Толстого и Сатьяграхи Махатмы Ганди, которого и навестит в Индии в 1960 году. Кинг говорил, что предложенный им путь – это середина между пассивностью примирившихся с несправедливостью и экстремизмом тех, кого несправедливость довела до «ненависти и отчаяния». Этот путь – фактически приговор как для тех, кто не хочет замечать дискриминацию чернокожего населения в США, так и совершающих акты вандализма активистов BLM.


В конце 50-х – начале 60-х Кинг организовывал и возглавлял марши с требованиями разрешить чернокожим голосовать, отменить сегрегацию в общественных местах, дать рабочие права. Но достучаться до забитых, нищих, необразованных и никому не верящих людей порой бывает очень тяжело. Так, в сентябре 1958 года в Гарлеме канцелярским ножом в грудь его ранила чернокожая женщина, поверившая официальной пропаганде того, что Кинг находится в сговоре с коммунистами против американских «устоев».


В 1961 году под давлением общественности президент Джон Кеннеди подписывает указ, в котором впервые появляется термин "affirmative action" или «позитивные действия» что по-русски почему-то принято называть термином «позитивная дискриминация». Речь шла о временных квотах - мерах, которые могли бы позволить афро- и латиноамериканцам получать работу и образование. «Позитивная дискриминация» действительно на время улучшила ситуацию, но противореча наставлению Мартина Лютера Кинга судить о человека по его личным качествам, а не по цвету кожи, встроившись в чиновничью систему, она лишь породила новый виток ненависти на расовой и этнической почве. Кеннеди вряд ли знал, к каким воистину безумным последствиям (вроде квотирования актеров в Голливуде по цвету кожи, а не по таланту и др.) приведет его указ в XXI веке, однако факт остается фактом – реального равноправия это не добавило.


Долг христианина – бороться за социальную справедливость. 92 года со дня рождения Мартина Лютера Кинга


Тем временем, «неудобным» для правительства Кингом занялось ФБР. После того, как в 1962 году Кинг и «Общество Ганди» в письменной форме призвали президента Кеннеди издать т.н. вторую прокламацию об освобождении, пойдя по стопам Авраама Линкольна, но к их предложению не прислушались, по личной директиве брата президента генпрокурора Роберта Кеннеди директор ФБР Эдгар Гувер начал записывать телефонные разговоры Кинга. Таким образом ведущие холодную войну против СССР и горячую против Вьетнама (пока еще не полноценное вторжение, но американские войска там уже появились) власти хотели выяснить, нет ли среди движения против сегрегации коммунистов. Когда опасения не подтвердились, ФБР стало обращать внимание на любые «подозрительные» слова, сказанные Кингом, чтобы заставить членов движения снять его с руководства, но тщетно.


В то же время в год столетия Прокламации Авраама Линкольна Мартин Лютер Кинг произносит свою лучшую речь «У меня есть мечта» и в 1964 году получает Нобелевскую премию мира. Кажется, что годы труда дают свои плоды. При новом президенте Линдоне Джонсоне издаются «Закон о гражданских правах» и «Закон об избирательных правах», дающие чернокожим в США формальное равноправие. А в 1965-м Соединенные Штаты начинают полномасштабное вторжение во Вьетнам. Идеолог мира Кинг не мог остаться в стороне. Он активно выступил против войны и убийств, а в знаменитой речи 1967 года «Пора нарушить молчание» вышел за рамки борьбы против расизма и прямо сказал о том, что война во Вьетнаме враждебна американским бедным:


«Я понял, что Америка никогда больше не сделает попытки привлечь необходимые средства и энергию для помощи своим беднякам, пока авантюры, подобные вьетнамской войне, не перестанут, как адский насос гигантской разрушительной силы, выкачивать из нее средства и людские резервы. Это все более и более убеждало меня в том, что война враждебна беднякам, и именно поэтому заставляло с ней бороться».


«…И однажды мы добьемся свободы»

Сознание не приемлющего несправедливость Кинга неизбежно движется дальше, от противостояния белых и черных до борьбы с любым национализмом как таковым. Ведь он прекрасно видит, что тысячи белых, подвергая себя опасности, борются за права черных, а тысячи черных при этом сотрудничают с белыми расистами. Мало того, все яснее и яснее протестантский пастор Кинг понимает, что «...религия, признающая важность заботы о людских душах, но не затрагивающая общественные и экономические условия, ранящие эти души, - это религия с умирающим духом, ожидающая только того дня, когда ее похоронят». Таким образом он приходит к тому, что первейшим долгом христианина является борьба за социальную справедливость, борьба за «морального человека» в «аморальном обществе». И борьба отнюдь не пустыми взываниями к совести власть имущих, а реальными действиями против общественной системы (социальных институтов, науки, культуры, религии), которая создает условия для процветания расизма. Одной молитвой, считал Кинг, не решить проблему расовой дискриминации, а самый большой порок, лишь потворствующий неравенству – конформизм несогласных, но при этом молчащих.


«Говоря по совести, мы не можем подчиняться вашим несправедливым законам, потому что неучастие во зле является такой же моральной обязанностью, как участие в добре. Бросайте нас в тюрьмы, и мы будем любить вас. Взрывайте наши дома и угрожайте нашим детям, а мы все же будем любить вас... И однажды мы добьемся свободы, но не только для себя...».


Весной 1968 года Мартин Лютер Кинг приехал в Мемфис (Теннеси), чтобы выступить на забастовке чернокожих мусорщиков, которые требовали повышения зарплат и улучшения условий труда. Вечером 4 апреля он вышел на балкон своего мотеля и был застрелен пулей из винтовки. В тот же день в Вашингтоне, Чикаго, Балтиморе и более сотни других городов начались массовые беспорядки. Узнав новость о гибели своего лидера, чернокожее население сначала спокойно вышло на улицы, но через время начались погромы – разбивание витрин, грабежи магазинов, то же самое, что сегодня делают возмущенные полицейским беспределом участники движения BLM. Кинг был бы против, но как он один, за столь короткую жизнь мог бы изменить сознание миллионов отверженных и угнетенных, привыкших жить в гетто и подвергаться всяческим унижениям? Власти тут же стянули в города военных, на ступенях Капитолия установили пулеметы, чтобы в случае чего стрелять по собственному населению, был введен комендантский час. К 8 апреля беспорядки стихли. За эти дни погибло 12 человек, было ранено больше 1000 или более 6000 – арестованы.


Долг христианина – бороться за социальную справедливость. 92 года со дня рождения Мартина Лютера Кинга


10 июня полиция задержала предполагаемого убийцу Кинга – некого Джеймса Эрла Рея, который сначала признался в совершении преступления, но через три дня отказался от признания. Адвокат уговорил его пойти на сделку со следствием, чтобы избежать смертной казни и Рей получил 99 лет тюремного заключения, то есть, пожизненное. Позже он снова заявил, что невиновен и что адвокат участвовал в сговоре с властями. Семья Мартина Лютера Кинга также не поверила в виновность Рея. Многие сравнивали его с Ли Харви Освальдом, которого очень сомнительно обвинили в убийстве Джона Кеннеди буквально за 5 лет до того.


Через два месяца в лос-анджелесском отеле «Амбассадор» будет убит кандидат в президенты США Роберт Кеннеди, который на предстоявших выборах заручился поддержкой Мартина Лютера Кинга и соответственно всего чернокожего сообщества. В этом убийстве обвинили палестино-иорданского иммигранта Серхана Серхана, якобы ненавидевшего Кеннеди за его произраильскую политику. Несмотря на то, что ряд свидетелей и судмедэксперты говорили о возможном наличии второго стрелка, на этом дело и завершилось. Роберт Кеннеди выступал против сегрегации и, в отличие от своего старшего брата, против войны во Вьетнаме. Новым президентом станет Ричард Никсон, война продлится до 1975 года и закончится позорным поражением Соединенных Штатов, но это уже другая история.


Подпишитесь на нас в Яндекс.Дзен

Подписаться


15.01.2021

Похожие статьи:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
вверх